Флорентийская мозаика. Часть 1

Мозаика (итал. mosaico, от лат. musivum, буквально ­– посвящённое музам) – общее название для нескольких техник декоративно–прикладного искусства. Наиболее известные из них – римская и флорентийская. Мозаика представляет собой изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (это может быть камень, смальта, керамические плитки, цветное стекло).

Флорентийская мозаика – самая технически сложная разновидность мозаики. Для ее изготовления мастера используют цветные поделочные камни определенных оттенков, которым придают нужную форму и огранку. После обработки каменные элементы состыковываются друг с другом, образуя рисунок.  

Первые образцы мозаики восходят к III–му тысячелетию до н.э. и принадлежат культуре древнего Шумера, существовавшей на Ближнем Востоке в районе Междуречья. Археологами найдены деревянные и глиняные изделия, инкрустированные ракушками, слоновой костью, ляпис-лазурью и другими материалами. Мозаики выкладывались также на полу. Позднее, когда люди оценили огромные декоративные возможности мозаики, сфера ее применения расширилась: ею стали украшать музыкальные инструменты, мебель, посуду и стены зданий. Из Месопотамии мозаики перекочевали в Египет, а позже – в центры Крито­–Микенской культуры.

Шкатулка «Штандарт Ура» (2,5 тыс. лет до н.э.):  (Лондон, Британский музей)

В античную эпоху главным мозаичным центром стала Александрия Египетская, откуда мозаичное производство было позаимствовано римлянами. В ходе этой эволюции менялись материалы и техника изготовления мозаик.

В классический период мозаичные узоры на полу делались в основном из цветной гальки – из целых, не расколотых камушков. Первоначально римская мозаика тоже делалась из камня, но впоследствии была изобретена смальта. Смальта – это непрозрачное цветное стекло, которое выплавляется в печах, затем, после остывания и затвердевания, насекается на модули необходимого размера. После появления такого материала римская мозаика получила широкое распространение и достигла небывалых художественных высот.

Битва Александра Македонского с Дарием, Помпеи (2 в. до н.э.), фрагмент римской мозаики 

Особенно высокого совершенства мозаика достигла в Византии, когда мозаичными изображениями стали украшать стены и своды церквей. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиваться глубины цвета. Мерцающая поверхность этих мозаик, их золотые фоны, оптически расширяли реальное пространство интерьеров храмов и дворцов знати.

Техника флорентийской мозаики сложилась гораздо позднее, где–то к середине XVI века. Во Флоренции художники издавна занимались мозаикой, но лишь в эпоху Возрождения они разработали оригинальную технику, о которой и пойдет речь дальше. Флорентийская мозаика не имела широкого распространения до того момента, пока ею не заинтересовался тосканский герцог Фердинандо I Медичи (1549 – 1609). Его семья владела самой известной мозаичной мастерской в городе, открытой в 1580 году, но только его энергия придала развитию флорентийской мозаики новый импульс. Скоро с его подачи мода на флорентийскую мозаику распространилась по всей Европе.

Христос - Добрый Пастырь. Мозаика V века. Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна

Известный историк и теоретик искусства эпохи Возрождения Д. Вазари одним из первых дал описание техники флорентийской мозаики. «Современные наши мастера, ­– писал он, ­– прибавили к мозаике из мелких кусочков другой род мозаики – в виде инкрустации из мрамора, воспроизводящих истории, написанные светотенью…Поэтому они и стали изображать с чудесным мастерством огромнейшие истории, которые можно поместить не только на полах,… но инкрустировать ими также и фасады стен и дворцов».

В мастерской Медичи, которая называлась «Галерея Деи Лавори», итальянские мастера начали экспериментировать с составлением изображений из цветных камней, которые впоследствии получили название «pietra dura», что с итальянского означает «поделочный камень».

Так постепенно возникла новая разновидность мозаики – флорентийская или «pietra dura», техника исполнения которой получила название commesso («состыкованный»). Камни, которым придавали различную форму, были настолько плотно подогнаны, что границу между ними сложно было различить. Это позволяло создавать красивейшие предметы интерьера. Искусство создания мозаичных картин в флорентийском стиле пользовалось в Европе большой популярностью около трех веков. Но к концу XIX века флорентийская мозаика стала постепенно выходить из моды.

***

В России флорентийская мозаи­ка появилась при императрице Елизавете Петровне в первой половине XVIII века. Однако уровень мастерства до середины XIX века был невысоким. Составить конкуренцию лучшим европейским художникам русские мастера не могли. Прорыв произошел позже и связан он с деятельностью Ивана Соколова, который сначала прошел обучение в художественном училище при Петергофской шлифовальной фабрике, а затем в 1847 году был направлен для овладения мастерством во Флоренцию. По возвращению на родину Соколов создал мастерскую в Петергофе, которая вскоре стала известна своими изделиями по всей Европе. 

Флорентийская мозаика развивалась и в советское время, ею украшали потолки и стены метрополитена и различные общественные здания. В основном это были монументальные полотна, в связи с чем флорентийская мозаика утратила свою ювелирную филигранность. Сейчас искусство флорентийской мозаики переживает в России новый подъем.

                                                                                    ***

Особую раз­новидность декоративной мозаики составляет мозаика, приме­няющаяся в архитектуре для облицовки, известная под названием «русская мозаика». Она выполняется из тонких пластинок дорогих пород камня, подобран­ных так, что украшаемая часть здания кажется вы­полненной из целого камня. Непревзойдённый обра­зец «русской мозаики» – облицовка малахитом и ляпис–лазурью некоторых колонн в Исаакиевском соборе в Петербурге.

Последний всплеск искусство мозаики пережило в эпоху модерна: мозаичная отделка архитектурных построек А. Гауди, мозаики Г. Климта в Австрии, М. А. Врубеля в России. В XX в. в технике мозаики работали многие замечательные мастера: Д. Ривера, Д. Сикейрос, Р. Гуттузо, А. М. Васнецов, А. А. Дейнека, П. Д. Корин, Н. А. Андронов и др.  

Кроме классических видов мозаики, сегодня существует множество вариантов различных мозаичных техник и технологий. Одним из самых популярных на сегодняшний день является мозаика из битой или нарезанной по рисунку керамики или цветного стекла. Основоположником такого подхода считают Антонио Гауди, который активно применял мозаику из битой керамики и стекла в своих архитектурных шедеврах.