Флорентийская мозаика. Часть 2

Первые разновидности мозаики появился еще до начала нашей эры, они являются древнейшим видом декоративно-прикладного творчества. Полотна мозаичных картин выполняются из цветного камня во всех видах мозаики: римской, александрийской, флорентийской и русской. 

В большинстве случаев римские мозаики выполнялись из мрамора, а некоторые сюжеты - из полудрагоценных камней, которые потом вставляли в каменные плиты. Флорентийский метод существенно отличался от римского. При создания изображений на поверхности не требовалось никакой основы. Столешницы, шкатулки, настенные миниатюры и другие изделия мастера изготавливали целиком. Они учитывали оттенки камня, его фактуру и естественный рисунок. Мастера Флоренции смогли расширить минеральную палитру используемых в мозаике камней и стали использовать агат, бирюзу, яшму, лазурит, кварц и другие камни. Как мы можем видеть, итальянские мастера преуспели в своем деле, они настолько умело могли комбинировать камни по цвету и структуре, что и сейчас их работы продолжают восхищать людей своей красотой и совершенством. 

Именно во Флоренции к концу 16-го века придумали уникальную технику, которая увековечила этот город. В то время благородная семья Медичи владела самой известной мозаичной мастерской во Флоренции. Герцог Фердинанд Медичи являлся поклонником этого вида искусств и внес большой вклад в развитие флорентийской мозаики. В его мастерских заложены уникальные традиции, которые и в наше время мозаичисты всех стран применяют в своей работе. Производство мозаик в то время приносило государству огромную прибыль. 

К основной существенной характеристике классической флорентийской мозаики можно отнести ее долговечность. Это стало возможным благодаря естественному оттенку камня, который не осыпается и не теряет со временем своей яркости. Кроме этого, изображения флорентийских мозаичных картин отличаются реалистичностью. Техника исполнения мозаичных полотен такова, что благодаря идеально подогнанным каменным пластинам создаются поистине неотразимые шедевры искусства. Примером может служить мозаичная картина «Тайная вечеря», в которой явно прослеживается мастерство художника и его умение создавать целостный образ с помощью мелких частей мозаик различного цвета. 

Для создания флорентийских мозаик старались использовать в основном твердые камни, но не все они были настолько тверды. Также большое внимание уделялось декоративным характеристикам камней, таким как блеск, яркость и др. Некоторые камни добывали на территориях, находящихся недалеко от Флоренции, а другие камни получали благодаря сотрудничеству с торговцами из других стран. Мастера мозаичного дела из Флоренции смогли досконально изучить свойства камней и придумали свои уникальные методы их обработки для получения нужного эффекта. Например, чтобы получить розовый оттенок мрамора, они нагревали его до необходимой степени. Халцедон сразу после добычи подвергали также нагреванию, а затем на год закапывали снова в землю. Это делали для того, чтобы камень приобрел ослепительный блеск и стал ярче.